Форум » Обсуждение общих тем » Идеи Георгия Гурджиева. » Ответить

Идеи Георгия Гурджиева.

neotyler: В обсуждении общих тем я не нашел ничего о Георгии Гурджиеве,о его учении и о его школе.Некоторые его идеи парадоксальны.Хотелось бы узнать мнения знающих.

Ответов - 17

Parzival: Боюсь, учение Г. Гурджиева никакого отношения к герметике не имеет.

neotyler: Гурджиев в своих лекциях часто ссылался на знания различных эзотерических школ,свои идеи он тоже ведь не взял из головы - он в своих поисках древнего знания где только не был - от Египта до Тибета.Есть его ссылки на "Изумрудную Скрижаль" и другие тексты герметиков,а в 9 главе книги "В поисках чудесного" П.Успенский приводит его трактовку работы средневековых алхимиков и его объяснения алхимической трансмутации.Правда он использует свою терминологию.

Phileas Fogg: Думаю он отличная иллюстрация геноновского понятия "контринициация"


arhont: neotyler в 9 главе книги "В поисках чудесного" П.Успенский приводит его трактовку работы средневековых алхимиков и его объяснения алхимической трансмутации.Правда он использует свою терминологию. Это даже не трактовка алхимии, а собственные мысли Гурджиева, весьма далекие от Искусства. "Идея трансмутации была известна и древним учёным, и таким сравнительно недавним, как средневековые алхимики. Но алхимики говорили о трансмутации в аллегорической форме, описывая преобразование низших металлов. На деле, однако, они имели в виду преобразование в человеческом организме грубых видов "водорода" в более тонкие..." Алхимики прямо заявляли о трансмутации металлов, а вот операции Делания многие действительно описывали в аллегорической форме. И сие было присущее еще в александрийской алхимической школе (псевдо-Демокрит, Зосима, Олимпиодор, Синезий и другие). Его высказывания более подходящие к высказываниям гиперхимиков (конец 19 начало 20 века), стремящихся соединить алхимию и современную (на то время) химию.

neotyler: Благодарю Вас за объяснение.

Phileas Fogg: Думаю, самым плодотворным подходом к Гурджиеву может стать поиск его источников.

Lux e Tenebris: К сожалению источники сии до сих пор так никто и не смог определить. Беннет,да многие другие склонялись к мысли, что он обучился в разных суфийских орденах,после чего создал свою систему.Однако достоверно это неизвестно.

Phileas Fogg: Так поэтому-то и интересно. Я вот думаю, что больше истины имеет под собой "муравьевская" версия о неких христианских источниках. Да и история с братством Сармунг думаю все же имеет под собой нечто реальное.

neotyler: Сам Гурджиев говорил о разных местах и школах - Египет,Афон,различные суфийские братства,Тибет,Индия - очень разные традиции.Некоторые его биографы говорят о системе древних знаний,происходящей из Месопотамии.Кто знает?

Hamsa: По поводу контр-инициации Гурджиева и истоков его учения ... Этот вопрос крайне интересный. Однако: "При близком приближении Истина раздваивается" Ну например, Георгий Иванович был последовательным критиком "современного мира" и "современного мышления" достаточно почитать "Все и Вся" чтобы убедиться. Вполне "по-геноновски". Даже местами жестче чем в «Кризисе современного мира» и «Царстве количества» Гурджиев, по моему мнению, один из немногих в 20 веке, кто «во-плоти» , "вживую" , телесно так сказать, соприкоснулся с инициатическим /или допускаю контр-инициатическим Центром лежащим вне человеческой плоскости, пытался адаптировать полученное знание, что получалось не всегда успешно. Но материалы, которые после него остались, обладают определенным вкусом подлинного Знания. Центр о котором идет речь лежит в рамках святого треугольника Памир-Кашмир-Гиндукуш. Видимо из этого источника в разное время адаптивно исходили волны ряда эзотерических учений ( в подлинном смысле слова находящихся сверх-религиозных форм) конкретно это Тантра и будиийская и индуистская (хотя в данном случае они объединяются в форме учения 84 Сидхх) далее определенная форма суфийского учения Хваджаган-Накшбандия-Азимия, отчасти линия связанная с мауляной Руми ( он родом из Балха); возможно, но мало убедительных доказательств зерванизм; очень явно активный исмаилистский Призыв (Даава). То, что это происходило и возможно еще происходит в этом месте, это больше чем стечение обстоятельств. Это скорее свидетельство особой энергетической природы данной территории, которая неизбежно магнетически притягивает тех, кто способен функционально использовать эту энергетическую природу. Сармунг это название организации, а не места, это очень важный момент. Символизм этой организации тесно связан с темой «пчел»; «меда познания». Возможно, это позволит другим исследователям, больше понять конспирологические связи этой структуры, ее внутренний строй. Связи этой организации с Европой также имели место и до Гурджиева (вспоминаем индо-афганских посвященных и их роль в западном эзотеризме 18-19 веков) и после, например братья Шахи (Идрис и Омар) Поскольку есть тревожные моменты, говорящие о возможном влиянии контр-инициации, то некоторые из них я приведу. В частности есть упоминание в книге «Встречи с замечательными людьми» прежнего местонахождения центра Сармунг. Удивительным образом оно приблизительно совпадает с местоположением центральной месопотамской башни Шайтана из популярного письма Генона и беллетристики Сибрука. Помните там было «…третья и четвертая находятся в Малой Азии-одна в Сирии, другая в Месопотамии…». Александр Гельевич который всех русскоязычных читателей и познакомил с этой страшной тайной (в прямом смысле слова), уточняет на основании своих источников, мол, к востоку от города Мосул. Ну если быть точным то в пятидесяти километрах на северо-восток (три дня пути на лошади в горах). Затем он же делает замечание про Гурджиева повествуя о имевшем место посвящении в туркестанской Башне. Далее обширная цитата из «Встреч с замечательными людьми» Г.И.Гурджиева: Одно сообщение в конце этого письма особенно привлекло наше внимание. Вот оно: "Наш достопочтенный отец Телвант наконец узнал правду о Сармунгском братстве. Их монастырь действительно существовал возле города Сирануша пятьдесят лет тому назад, и во время переселения народов они также мигрировали и осели в долине Изрумин в трех днях пути от Нивси". Далее автор переходил на другие, менее интересные темы. Посвятив еще несколько дней упорным поискам, мы установили следующее. Примерно в шестом или седьмом веках потомки ассирийцев айсоры были переселены византийцами из Месопотамии в Персию. Возможно, это произошло как раз в тот период, когда было написано это письмо. И мы смогли установить, что современный город Мосул, прежняя столица государства Ниеви, назывался в те времена Нивси, и что в настоящее время население этого города и его окрестностей состоит главным образом из айсоров. Если эта эзотерическая школа действительно существовала в тот период, то это могла быть только айсорская школа. И если имеются последователи этого учения, то искать их нужно среди айсоров. Принимая во внимание указанное в пергаменте расстояние, равное трем дням пути от города Мосул, мы определили, что это место должно находиться где-то между Урмией и Курдистаном, и надеялись отыскать его без особых усилий. Поиск этого места стал целью нашей жизни. Впрочем возможна такая вещь, как условный "захват территории" и ее намеренное оскверненние, использование "психических останков" со стороны контр-инициатического центра. С одной стороны мрачная контр-инициатическая тень Нимврода основателя Ниневии, с другой стороны ассирийцы-несториане проповедники и апостолы христианства в Средней Азии, они наряду с сабиями Месопотамии названы Р.Геноном внешними проводниками Агарты (далее цитирую "Царь Мира") «…То было время, когда, так сказать, "внешняя оболочка духовного центра", о котором идет речь, состояла по большей части из несториан (кто бы они ни были на самом деле) и сабеян..» Так что все не однозначно… :-)))

Демогоргон: Вообще идея, что Гурджиев "черный маг" пошла от книги Повеля и бержье, которые часто вообще писали "от балды" и делали нелепые ошибки. Например, перепутали Гурджиева и Агвана Доржиева, и написали, что Гурджиев был воспитателем Далай-Ламы.

Phileas Fogg: Однако дымабез огня не бывает. К тому же его Вельзевул, по-моему, от какого-нибудь нью-эйдж ченеллинга мало отличается.

Демогоргон: "Рассказы Вельзевула" - облечены в такую литературную форму, что повествование ведется от лица Вельзевула, но при этом отнюдь не подразумевается, что Гурджиев получал от Вельзевула информацию. Вельзевул здесь - литературный персонаж и прототипом его является сам Гурджиев. Подобно тому как Вельзевул был изгнан с неба, Гурджиев был изгнан в свое время из суфийского ордена (после чего он создал свою школу). Поэтому в книге для роли повествователя и был выбран такой образ.

Phileas Fogg: Я подразумевал не столько что книга получена непосредственно от Вельзевула (хотя кто знает ), а вообще атмосферу книги. История земли и т.д. и т.п. чем они значительней, скажем Оасфе или Урантии или там книги Мормона мне не вполне понятно. Если же взглянуть на дела, то там вообще мрак. Одна гибель Домаля чего стоит. Относительно же суфизма, я думаю это все сказки Идрис Шаха. Мне болеее правдоподобной кажется версия(?) Муравьева о христианском посвящении.

Демогоргон: Идрис Шах, конечно, известный сказочник:) Однако то, что Муравьев пишет об эзотерическом христианстве ("Это учение имеет свои корни в древних верованиях славян и скифов, которые продолжают сохраняться в традиции византийско-русского православия") - не в меньшей мере сказка.По тому что пишет Муравьев, видно, что он вообще не представляет себе историю русского монашества. Никаких славянских и тем более скифских (что бы это выражение ни значило) корней в традиции исихазма там не прослеживается. Элементы дохристианской славянской религии сохранились, действительно, в русском простонародном православии, но они, как раз, совершенно чужды исихастской традиции.

Phileas Fogg: Думаю в линию скифы-христианство-Гурджиев нужно еще добавить "Систему кавказской йоги" Стефана Валевского. Вполне возможно подобные идеи были распространены среди неких гурджиевцев. То что Муравьев додумывает то чего не знает или не понимает (по всей видимости, с представителями исихазма он знаком не был) это ясно, однако его разговор с Гурджиевым думаю правдив. Хотя самый главный вопрос - существовала ли не исихастская христианская эзотерическая практика так и будет открытым.

arxn: Parzival пишет: Боюсь, учение Г. Гурджиева никакого отношения к герметике не имеет. На то и герметично, что мастером закрыто печатью страха в том числе, под налетом скептицизма, может быть улыбкой, в танце отрицаний. Сколько их, печатей-Близнецов , сделанных с любовью несомненно, волею в сей час ? тссс, гарпий не спугнуть бы !



полная версия страницы