Форум » Обсуждение общих тем » Архетип Ужасного младенца и его манифестация в современной культуре » Ответить

Архетип Ужасного младенца и его манифестация в современной культуре

Salabar: Выделяя среди базовых архетипов архетип Божественного младенца, К.Г.Юнг отмечает, что во всех мифах, где он присутствует, этот образ амбивалентен: с одной стороны он беспомощен и практически отдан во власть ненавидящих его врагов, с другой стороны его способности уже с колыбели огромны. Сюжет мифа таков, что младенец наделен не только огромными силами, но и покровительством свыше и преодолевает все опасности. По мнению Юнга, он персонифицирует внеличностные жизненные силы и те возможности, которые находятся за пределами сознательных представлений. «Младенец» - это символ целостности, охватывающей глубинные начала Природы. Он представляет самое сильное и неизбывное желание, присущее каждому существу - желание самореализации. Он является, так сказать, воплощением неспособности поступать иначе, оснащенной всеми силами природы и инстинктов, в то время как сознание постоянно оказывается жертвой своей мнимой способности поступать иначе» [1]. Далее Юнг отмечает, что обращение к феноменологии рождения младенца приводит нас к изначальному психологическому синкретизму, состоянию бесформенности и неузнавания, слияния субъекта и объекта, состоянию тождества микрокосма и макрокосма. Дифференциация этого синкретичного единства и производит архетип Божественного младенца, выступающего средоточием света, жизненности, надежды и устремленности в будущее. Однако динамика дифференциации архетипа такова, что, выходя из стадии синкретичного единства, архетип становится биполярным. Синкретичная до-дорийская Великая Мать дифференцировалась на светлую Деметру и темную Гекату; хтоническая Иштар – на светлую любвеобильную Афродиту и смертельно опасную Артемиду; темный этрусский Аполлон-волк – на опьяненного агрессией Марса и златокудрого поэтического Феба. Логично предположить, что и синкретичный Предвечный младенец, выходя из недифференцированного состояния, поляризуется на Божественного младенца и его противоположность. Можем ли мы найти в мифологии примеры второго, противоположного полюса? Вполне. В аналитическом каталоге «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам» Ю.Е.Березкина [2] мы находим две группы подобных мифов. В первой таким Ужасным младенцем является девочка, во втором – мальчик. Сравнительный анализ ареалов распространения обоих групп показывает следующее: 1 группа (Ужасный младенец – девочка) Япония Китай, Корея Северо-Восточная Азия Восточная Сибирь Западная Сибирь Южная Сибирь Средняя Азия Передняя Азия Кавказ – Малая Азия Средняя Европа Балтоскандия Балканы Северная Африка 2 группа (Ужасный младенец – мальчик) Меланезия Полизения Япония Сахалин Северо-Восточная Азия Восточная Сибирь Западная Сибирь Субарктика Северо-Восток Индии Южная Азия Индонезия Кавказ-Малая Азия Средняя Европа Балтоскандия Юго-Западная Африка Бантуязычная Африка Северная Америка Южная Америка Огненная Земля Как мы видим, у мифов второй группы ареал распространения шире и он включает такие территории, где не распространены мифы первой группы, а именно: всю территорию Северной и Южной Америки включая Огненную Землю, острова Тихого океана, Южную Азию и Индонезию, Центральную и Южную Африку. Сюжетное ядро мифов первой группы таково: Рождается младшая дочь, либо люди находят девочку; она монстр или превращается в монстра, всех пожирает. Ее старший брат спасается, она его преследует. В качестве примера приводим характерный миф первой группы: Иран. Знахарь дает бездетному падишаху яблоко, чтобы тот съел его с женой; жена рожает девочку; оказывается, что есть еще сын, ранее украденный и теперь возвращенный; у девочки железные зубы; она откусывает соски матери, затем коровам, затем съедает животных и людей; оставшиеся бегут, среди них шахзаде; женится; велит жене спустить его любимую кошку, когда вода в тазу покраснеет; по дороге бросает финиковые косточки, из них вырастают пальмы; дома застает лишь сестру, она бросается за братом, он прячется на пальме, та грызет стволы один за другим; вода краснеет, кошка кусает сестру-чудовище в мозг; шахзаде с женой переезжают на родину шахзаде, город снова наполняется людьми. Сюжетное ядро мифов второй группы таково: Женщина (редко: мужчина) рожает или подбирает младенца; тот оказывается демоном, убивает людей. В качестве примера приводим характерный миф второй группы: Огненная Земля (яганы). Девушка находит камень, формой напоминающий младенца; он оживает, откусывает данную ему грудь; убивает так нескольких женщин; превращается в каменного человека; делает своими женами множество женщин; те пронзают его мягкие подошвы, он не может встать, люди сжигают его. Анализ литературы, кино и других произведений искусства показывает нам, что настоящий всплеск манифестации архетипа Ужасного младенца произошел во 2-й половине ХХ века в США. Первым знаковым произведением такого рода стал фильм Тода Броунинга «Уродцы», вышедший на экраны в 1932 году. По сюжету фильма в бродячей цирковой труппе вместе с нормальными актёрами выступают люди патологиями физического развития. Красавица-гимнастка Клеопатра случайно узнаёт, что восхищённый её красотой лилипут Ганс унаследовал крупное состояние. Она притворяется, что любит Ганса, и заставляет его расстаться с карлицей Фридой, с которой он помолвлен. Клеопатра и Ганс играют свадьбу, гостями на которой становятся все цирковые уродцы труппы и любовник Клеопатры силач Геркулес. Уродцы хотят провести ритуал принятия Клеопатры в «свой круг», но опьяневшая красавица и Геркулес начинают над ними издеваться. Карлики понимают, что Клеопатра далеко не так великодушна, как выглядит, и начинают за ней следить. После свадьбы Клеопатра пытается отравить Ганса медленно действующим ядом. Ганс делает вид, что тяжело заболевает, но уродцы знают замысел Клеопатры и выжидают удобного момента для мести. Во время одного из переездов, когда фургон Клеопатры перевернулся на дороге во время грозы, уродцы настигают её в лесу. Неизвестно, что и как они делают с женщиной, но через несколько лет мы видим в бродячем балагане совершенно другую Клеопатру — лишённую речи и безумную уродливую женщину-птицу [3]. После выхода на экран этого фильма, крайне неоднозначно воспринятого публикой (он вошел в классику кинематографа, но провалился в прокате), появляются новые, такие, например, как «Отвращение» Романа Полански, «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, «Детская игра» Тома Холланда. Однако особый динамизм и глубину манифестации архетипа Ужасного младенца мы наблюдаем в произведениях Стивена Кинга и их экранизациях. Характерный пример: «Дети кукурузы», рассказ, который является едва ли не лучшей литературной манифестацией архетипа Ужасного младенца экранизирован в США восемь (!) раз [4]. Ретроспективный анализ показывает, что образ детей, убивающих своих родителей, на протяжении последних нескольких десятков лет занимает все большее культурное пространство, в первую очередь в кинематографе. Наиболее показательными картинами последних лет в западной культуре можно назвать фильм британского режиссера Тома Шекленда «Детишки», а в отечественной – «Юленька» Александра Стриженова. 1. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. с нем. А. А. Спектор — Минск: Харвест, 2004. — 400 с. 2. http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ 3. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/8430/ 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дети_кукурузы_(фильм)

Ответов - 24

МИША: НЕДАВНО ВИДЕЛ РУССКИЙ,НОВЫЙ ФИЛЬМ С ЯВНЫМ АРХЕТИПОМ УЖАСНОГО МЛАДЕНЦА. НО ,ЧТО КОНКРЕТНО ВЫ ХОТЕЛИ ВЫРАЗИТЬ?ЧТО НАС ЗОМБИРУЮТ?

Salabar: Нет. Проявление этого архетипа в массовой культуре - не следствие, а причина. Динамика коллективного бессознательного на уровне массовой психики - очень загадочное явление. Доктору Юнгу в свое время удалось предвидеть всплеск германского неоязычества, а именно - архетипа Великого Темного Отца - в культуре Третьего Рейха. Мы, его последователи, пытаемся наблюдать динамику коллективных архетипов сейчас.

МИША: ДУМАЮ ДИНАМИКА КОЛ.БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ИМЕЕТ НЕ ПРИРОДНУЮ ОСНОВУ,А СОЗДАЕТСЯ МАНИПУЛЯТОРАМИ. СЕЙЧАС МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА -СЛИШКОМ МНОГО ПЕНСИОНЕРОВ. УЖАСНЫЙ МЛАДЕНЕЦ-ИНДИВИДУАЛЬНО И КАК ЭЛЕМЕНТ ПОТОКА ЧЕРНУХИ НАПРАВЛЕН НА УНИЧТОЖЕНИЕ "ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ".


Salabar: А глубинная психология думает по-другому.

runmag: Это Фрейд с Юнгом?

Salabar: В первую очередь.

runmag: Вот довольно интересный ресурс про этих"корифеях"http://sceptic-ratio.narod.ru/ и "гениях" типа Энштейна.

Salabar: Замечательный пример деструктивной критики. Хотелось бы узнать у означенного Олега Акимова, в чем преуспел он сам кроме критики?

runmag: А на мой взгляд весьма конструктивна и актуальна. Современная научная парадигма - это средневековый символ веры На сайте автора есть список изданной библиографии.

Salabar: Разумеется, список есть. И все труды - такое же критиканство и ни одного самостоятельного научного исследования.

runmag: Нравится кому то автор или нет , это дело субъективное но то, что в академической науке навязываются мягко говоря ложные концепции и теории это факт, при чем делается это сознательно и целенаправлено.

МИША: ЕСЛИ ДОПУСТИТЬ ,ЧТО КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТОГДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО-ЗЛОЙ,НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК,ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ ПОГУБИТЬ ЗЕМЛЮ ??

Маша: Не, не успеет погубить - мама-Вселенная отшлепает, потому как она через удары общается.

Salabar: Академическая наука - такая же часть общества, как и все иные, то есть подвержена тем же порокам, что и все общественные институты. В том числе пороку лжи, самовозвеличивания etc. Кстати, а насколько этому пороку подвержены различного рода неформальные движения, тайные общества и т.д.? И - поправьте меня, если это не так - но мы присутствуем на этом форуме не для того, чтобы искать блох в мозгах у представителей альтернативных отраслей знания, а для приобретения полезного опыта у оных. Почему же этот ребенок должен погубить именно землю? Как показывает Новейшая история, в первую очередь он губит созданное им же самим - цивилизацию, культуру etc. Так что маме-Вселенной - если она только желает избавиться от этого дитяти - надо не шлепать, а лишь ждать. Но, похоже, она все-таки привязана к нему, ибо время от времени удерживает его от разрушения им же созданного домика.

МИША: ДУМАЮ-НА ЗЕМЛЕ ПОЛУЧИЛИСЬ ИДЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА.ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ИЗ ПОЖИЗНЕННЫХ СТРАДАНИЙ-ДУХОВНЫЙ.ЗЛО--НАИЛУЧШИЙ СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.ТАК ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО. ПРИ ПОБЕДИВШЕМ КОММУНИЗМЕ ВСЕ ОСТАЮТСЯ ПОЛУЖИВОТНЫМИ.

МИША: ДУМАЮ ЭВОЛЮЦИЯ :РАСТЕНИЕ-ЖИВОТНОЕ-ЧЕЛОВЕК-АНГЕЛ ,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОИСХОДИТ.РАСТЕНИЕ-2 ЧАКРЫ,СОБАКА-6, ЧЕЛОВЕК-7...ЛИЧНОСТИ ДОСТИГШИЕ АНГЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ:ЕНОХ,МОИСЕЙ,ИЛИЯ,БУДДА,ХРИСТОС И Т.Д. И Т.Д.. ОБЩЕСТВО,СОСТОЯЩЕЕ ИЗ НЕДАВНИХ СОБАК,ОКАЗЫВАЕТСЯ В ПОЛУЖИВОТНОМ СОСТОЯНИИ..ПОЭТОМУ МНОГО "УЖАСНЫХ МЛАДЕНЦЕВ".МАССОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ХОТЬ МЕДЛЕННО,НО ПРОИСХОДИТ...

МИША: ПРИМЕРЫ ЭВОЛЮЦИИ В АСТРОЛОГИИ. СТИХИЯ ВОДЫ:РЫБА---РАК---СКОРПИОН. СТИХИЯ ОГОНЬ:ОВЕН-----ЛЕВ-----СТРЕЛЕЦ(ПОЛУЖИВОТНОЕ-ПОЛУЧЕЛОВЕК)

Salabar: "ОБЩЕСТВО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ НЕДАВНИХ СОБАК,ОКАЗЫВАЕТСЯ В ПОЛУЖИВОТНОМ СОСТОЯНИИ..ПОЭТОМУ МНОГО "УЖАСНЫХ МЛАДЕНЦЕВ" - интересная мысль. Как полагал Ницше, "человек - это канат над пропастью между зверем и сверхчеловеком", т.е. действительно некая мутирующая сущность. А мутанты всегда страшны.

carbon: А младенцу-то предстоит взрослеть? Эволюционировать? Не может же он быть в вечно зависшем состоянии?

Salabar: Разумеется, Внутренний Ребенок может и должен эволюционировать. Но это происходит только во взаимодействии с родительскими фигурами и Супер-эго.

proh: Недавно напоролся на роман про ужасного младенца Ивана Яковлевича. Какой-то алхимик Максим Москва дает интересную трактовку современной Москве.

Salabar: Интересно, интересно. Надо прочитать.

carbon: У многих мужья - ужасные младенцы, к тому же амбивалентные: если с ними перестать няньчиться он разносят все вокруг.

Salabar: Шутки шутками, но в основе дисгармонического инфантилизма у взрослых (справедливости ради отметим - вне зависимости от гендерной принадлежности) лежат именно проявления архетипа Ужасного Младенца.



полная версия страницы